Отказ от гаджетов - крайняя мера или необходимость?
18.11.2021
Использование экранных гаджетов может привести к задержкам в развитии речи, внимания, памяти и мышления школьников. К таким выводам пришли учёные Московского городского педагогического университета совместно с коллегами в результате исследования влияния цифровой среды на психическое развитие несовершеннолетних. Самые большие риски для развития детей связаны с устройствами, которые применяются для развлекательных целей.

Чрезмерная увлечённость детей гаджетами может привести к возникновению зависимости. С начала 2000-х годов российские учёные проводят исследования по распознаванию клинических критериев этого психического расстройства, а также методов терапии.

Как избежать негативного влияния цифровых устройств и нужно ли устанавливать правила их использования.
– Нужно ли детям практиковать временный отказ от цифровых устройств?
– Это зависит от того, в какой отправной точке мы находимся. Если ребёнок здоров и у него нет зависимости, тогда отказа от цифровых устройств не требуется. Должны быть разумное потребление и грамотное структурирование. Необходимы превентивные меры: ограничения по времени нахождения в цифровом пространстве и содержанию контента. Если профилактические меры соблюдаются, тогда ребёнок может приобретать навыки общения с электронными устройствами безболезненно для себя.

В том случае, когда речь идёт о формировании зависимости, чтобы вернуться в исходную точку здорового ребёнка, будет необходим период воздержания. Насколько длинным будет этот период, зависит от возраста ребёнка и от его психического состояния. У детей младшего возраста обычно период отказа от цифровых устройств короче, у более старшего – длиннее.
– Как подготовить ребёнка к введению ограничений в использовании гаджетов?
– Каждого ребёнка нужно подготавливать к взаимодействию с провоцирующими факторами. Например, большинство населения рано или поздно сталкивается с алкоголем и люди, впервые его попробовавшие, должны знать о возможных последствиях. Точно так же практически каждый сталкивается с цифровыми устройствами, и важно воспитывать ребёнка в контексте разумного использования. Задача каждого родителя – сформировать культуру общения с цифровыми устройствами. В первую очередь важно объяснить ребёнку, что цифровое устройство – это не игрушка, оно создано для того, чтобы получать информацию для личной пользы. Например, у персонального компьютера есть определённая задача – набирать текст, искать информацию в электронных справочниках, создавать красивые изображения. То есть это, прежде всего, инструмент. И наша задача – сформировать у ребёнка подобное восприятие: я пользуюсь инструментом, я использую его по необходимости.
– Как помочь ребёнку пережить время без интернета и цифровых устройств?
– Наши бабушки и дедушки прекрасно умели это делать. Они читали книжки, рассказывали сказки, вели гулять. Человечество давным-давно изобрело способы, чем можно занять ребёнка с пользой для его здоровья и развития. Но в современном мире люди всё чаще ориентируются на недостаток времени. Они не очень хотят заниматься детьми. Тогда появляется очень удобный способ увлечь ребёнка – дать ему электронное устройство. И мы невольно пытаемся себя оправдать: «там же развивающие программы», «там же такие интересные мультипликационные фильмы». Если не дать ребёнку положенного в определённое время внимания, то на смену придёт электронное устройство, которое будет выполнять функцию воспитателя. Однако человек – это биологический объект, который нуждается в живом общении.
– Как правильно реагировать на раздражительность ребёнка из-за ограничений?
– Если при лишении ребёнка устройства у него возникают какие-то поведенческие реакции, это значит, что уже сформирована зависимость. В этом случае есть только один способ помочь – прийти на консультацию к врачу. Самостоятельные действия родителей чреваты неприятными и опасными последствиями, включая суицидальное поведение ребёнка. За профилактику полностью ответственны родители, а лечением должны заниматься специалисты.
– Есть ли необходимость вводить постоянные правила использования цифровых устройств?
– До 7 лет не должно быть взаимодействия с электронными устройствами. Ребёнку необходимы архаичные способы получения информации. Он должен научиться самостоятельно одеваться, есть, читать, кататься на велосипеде, плавать. Со школьного возраста можно использовать кнопочный телефон. Если вы даёте ребёнку устройство с более широкими возможностями, то это должен быть компьютер, позволяющий применять его как инструмент. Важно научить правилам обращения с устройством: копировать файлы, создавать текстовые документы, находить в электронных энциклопедиях необходимую информацию, музыку. Если обучать с помощью этих материалов создавать что-то новое, продукт своего труда, то тогда компьютер будет ассоциироваться именно с инструментом.
Ещё один важный момент. В первое время взаимодействия ребёнка с электронным устройством взрослый должен находиться рядом: объяснять, показывать, приводить примеры. Обязательно нужно обучить принципам электронной безопасности. Например, что нельзя сообщать посторонним пароль и логин, выкладывать в соцсети компрометирующие фотографии. Важно объяснить принципы работы электронной системы при совершении онлайн-покупок. Интернет как инструмент упрощает нам жизнь, но он не создаёт качественно нового. Когда ребёнок это понимает, он начинает относиться к устройству именно как к помощнику.
Самый главный вопрос – формирование ценностей мотивации. Это осуществляется в раннем возрасте, когда большинство ценностей не могут быть приобретены, а мотивации не могут быть реализованы. Например, раньше мы не знали, что такое школа, но мечтали о ней как о неком достижении. Это воспринимается как подчёркивание нашей самостоятельности, взрослости, зрелости. С приходом электронных устройств в жизни ничего не изменилось, но важно чётко объяснить, что такое хорошо, что такое плохо, применительно к электронным устройствам. Тогда ребёнок будет мечтать о том, что однажды на компьютере спроектирует новую ракету, которая полетит в космос.
– Соцсети могут формировать ложные стандарты у молодёжи?
– Начнём с того, что это формат социального взаимодействия современных людей. У нас была биологическая среда существования, общественная, теперь появилась виртуальная. Это тот мир, в котором существуют те же законы социального взаимодействия, которые есть в реальности, но они не всегда работают. На данный момент цифровая педагогика, дидактика, которая бы изучила феномен социальных сетей, не определена. И то, что происходит сейчас в них, это чаще всего неконтролируемый, сумбурный формат социальной активности. У этого общения отсутствует обратная связь реальных отношений, потому что социальная сеть ограничивает механизмы эмпатии, сопереживания, включённости. Также в ней отсутствует феномен соблюдения социальных границ. По своему опыту работы с детьми и подростками могу сказать, что нарушение этих границ в будущем может привести к большим проблемам.
Социальные сети могут давать ошибочную информацию как о людях, так и о различных явлениях: они нарушают идентичность, формируют ложные представления о чём-либо. Они могут развивать острое чувство одиночества. Пользователь может состоять в различных сообществах, иметь большое количество «друзей» в виртуальном пространстве, однако никогда с ними не встречаться. Получается, что человек вроде находится в постоянном общении, но реально он одинок. Виртуальная жизнь не совпадает с реальной, и в этих противоречиях личность человека разрушается.
– Какие тренды в социальных сетях оказывают влияние на психику пользователей?
– Основной тренд – это социальная желательность. «Я должен быть модным, успешным, красивым» – это один полюс. Второй полюс в противовес ему – фриковое поведение, вызывающая внешность. Так происходит, если не хватило возможностей соответствовать стандартам первой группы. Социальные сети формируют стремление выделяться внешне, потому что обычный человек уже не интересен. С одной стороны – это глянец («я на крутом модном мероприятии», «я в брендовой одежде», «я в кругу красивых людей»), с другой – группа фриков с нестандартным, ненормативным поведением, порой даже девиантным. И в той, и в другой группе на первом месте визуализация, идентичность отходит на второй план. Формируется несубъективное восприятие жизни. Фанатичное стремление соответствовать трендам впоследствии может вылиться в неврозы, состояния неврастении. Подростки срисовывают то, что видят в социальных сетях, проецируют на себя эти модные картинки. Если это внешнее не сочетается с внутренним состоянием ребёнка, он будет испытывать эмоциональный дискомфорт, могут начаться психозы, проявиться психосоматика.
– Существует мнение, что Instagram развивает у подростков одержимость собственной внешностью. Вы согласны с этим?
– Любой ресурс, где демонстрируются внешние характеристики, может развивать подобную одержимость. Если говорить именно об Instagram, то он не даёт полноценной информации о человеке, он даёт всего лишь картинку. Как психолог я могу по странице «ВКонтакте» составить приблизительный психологический портрет пользователя, в Instagram мне этого сделать не удаётся, там просто нечего анализировать. Здесь всё упирается лишь в визуализацию. В этой социальной сети установлен определённый формат: вы должны быть красиво и модно одеты, на фоне должен быть красивый пейзаж или архитектура, или знаменитое место, или интерьер, есть и пить тоже нужно не менее красиво. При этом какая-либо информация здесь отсутствует: почему вы там находитесь, почему вам нравится это место, чем оно знаменито и так далее. В этой соцсети априори нет событийности, только картинка. Отсюда и желание выглядеть безупречно, создавать и выкладывать идеальные фотографии.
– Какое влияние на психику подростков может оказывать постоянное присутствие в социальных сетях?
– Это развивает определённую форму зависимости. А любая зависимость имеет одинаковую природу. Человек без стимулов (новостной ленты, лайков, историй) теряет свою самоорганизацию, и для того, чтобы чувствовать себя комфортно, ему постоянно нужна «доза» социальной сети. Лечение здесь элементарное. Во-первых, изоляция, отказ от пользования интернетом. Первые 2-3 дня у человека ломка, он становится раздражительным и агрессивным. Здесь нужно переходить ко второму этапу: направить его энергию в деятельность. Это лучшее лекарство от «зависания» в социальных сетях.
– В чём залог рационального пользования социальными сетями?
– Социальные сети в большой степени манипулируют сознанием человека, и панацея здесь – критичность мышления. Всегда нужно смотреть на любую информацию – не только в социальных сетях, но и в целом в интернете – с разных сторон. Если вы, например, читаете, что на сегодняшний день установлен такой-то стандарт красоты, узнайте причину, почему именно он, чем обусловлен этот выбор, кто его предложил. Углубляясь в суть явления, вы прорабатываете и формируете своё личное мнение, а не навязанное кем-то. Когда подросток, да и любой взрослый человек, будет задавать себе вопросы, анализировать то, что видит, а не будет слепо поглощать информацию, тогда социальные сети станут эффективной коммуникационной площадкой.
– Для какой возрастной группы актуальна проблема цифровой зависимости?
– Эта проблема актуальна для любого возраста. Однако зависимости чаще формируются тогда, когда для них есть личностный повод: незрелость, неспособность структурировать себя определённым образом и правильно направлять собственную работу (например, воспринимать компьютер как объект для работы, а не для развлечений). Как правило, это свойственно детям младшего школьного возраста. Чем раньше ребёнок получает компьютер, тем выше риск формирования у него цифровой зависимости. И, к сожалению, у большинства современных детей планшет или смартфон появляется уже в начальной школе и даже раньше, тем самым они получают неограниченный доступ к интернету, при этом не имея выработанной системы противодействия зависимости.
– Цифровая зависимость – это достаточно новое явление для нашего общества?
– Первые статьи о цифровой зависимости были опубликованы за рубежом в 1998-1999 годах. Эта проблема появилась в конце 20 века, когда человечество получило неограниченный доступ к компьютерам и интернету. С каждым годом она эволюционирует: сначала человек зависел от компьютера, потом от видеоигр, далее от социальных сетей, сегодня распространена зависимость от смартфонов.
– У цифровой зависимости существуют поведенческие маркеры?
– Лучше использовать слово «симптом», так как мы говорим о заболевании. Симптомы у всех примерно одинаковые. Первый – постоянное влечение к смартфону: любое возможное время человек проводит в телефоне. Он использует его не как средство для поиска информации или связи, а только для развлечения, бесполезного времяпрепровождения. Если у ребёнка спросить, что он хочет сделать в свободное время, он чаще всего ответит, что хочет погулять или сходить в кино. А если у ребёнка уже сформирована цифровая зависимость, он скажет, что хочет посидеть, поиграть в смартфон.
Второй симптом, который появляется почти одновременно с первым, это трудности в ограничении себя. Многие дети играют в гаджетах, но через некоторое время устают или утомляются и сменяют деятельность. При цифровой зависимости происходит утрата контроля над количеством времени, проведённом в интернете.
– Возможна ли профилактика цифровой зависимости?
Всякая профилактика должна быть системной. Во-первых, ребёнок должен понимать, что гаджет, который лежит у него в кармане, служит определённой цели: при помощи него можно позвонить, почитать, посмотреть расписание транспорта или карту. Рассказывать об этом ребёнку должны все: и родители, и педагоги, и психиатры, и государство. В разных странах этот вопрос решается по-разному, однако везде он решается при участии государства. Где-то введены возрастные ограничения: в основном до 13-14 лет запрещается пользоваться гаджетами без контроля родителей; где-то есть специальные уроки в школах, на которых объясняют, как извлечь максимум пользы из своего смартфона.
Но не только запретами и регулированием нужно выстраивать профилактическую работу, также нужно подготовить личность ребёнка. Этим, как правило, занимаются доктора, которые имеют специальные психотерапевтические программы профилактики. Дети, работая друг с другом, работая с доктором, осуществляют перестроение своей личности таким образом, чтобы быть самодостаточными. Самый главный критерий зависимости и независимости – можешь ли ты обойтись без этого предмета. И чтобы уметь себя контролировать, нужно быть именно самодостаточным, иметь определённый интеллектуальный, духовный барьер.
– Как правильно вести себя родителям, если они подозревают, что у ребёнка развивается цифровая зависимость?
– Нужно обращаться к психиатру, если есть такая возможность, оказывать соответствующую помощь и осуществлять необходимую профилактику.
– Как цифровая зависимость отражается на социализации подростков?
– Многие считают, что появление такого количества гаджетов, такого количества мессенджеров и социальных сетей в современном мире – это очень здорово, это якобы расширяет наш кругозор. На самом деле ситуация складывается не самая позитивная. Всей полноты личного общения социальная сеть не предоставляет. Более того, возникает иллюзия, что те люди, которые находятся у человека в «друзьях» в соцсети, подписаны на его каналы или страницы, действительно с ним дружат. Однако это не так, и со многими из них в реальной жизни человек даже не знаком. А если бы познакомился, то, возможно, не захотел бы общаться. Реальное общение, которое мы получаем при личном контакте, наиболее ёмкое. Поэтому формально круг контактов расширяется, а качество этих контактов резко снижается. Цифровая зависимость создаёт иллюзию расширения социальных границ, а на самом деле значительно их сужает.
Конечно, социализация зависит от того, какую цель ставит для себя общество. Традиционное человеческое общество изначально было основано на личном общении. И возможно, сейчас оно претерпевает некую эволюцию, возможно, в дальнейшем мы вообще перестанем выходить из дома. Тогда качество социализации будет измеряться количеством знакомых в социальных сетях. Однако пока люди все ещё нуждаются в живом общении.
Ответим на интересующие вопросы