– До 7 лет не должно быть взаимодействия с электронными устройствами. Ребёнку необходимы архаичные способы получения информации. Он должен научиться самостоятельно одеваться, есть, читать, кататься на велосипеде, плавать. Со школьного возраста можно использовать кнопочный телефон. Если вы даёте ребёнку устройство с более широкими возможностями, то это должен быть компьютер, позволяющий применять его как инструмент. Важно научить правилам обращения с устройством: копировать файлы, создавать текстовые документы, находить в электронных энциклопедиях необходимую информацию, музыку. Если обучать с помощью этих материалов создавать что-то новое, продукт своего труда, то тогда компьютер будет ассоциироваться именно с инструментом.
Ещё один важный момент. В первое время взаимодействия ребёнка с электронным устройством взрослый должен находиться рядом: объяснять, показывать, приводить примеры. Обязательно нужно обучить принципам электронной безопасности. Например, что нельзя сообщать посторонним пароль и логин, выкладывать в соцсети компрометирующие фотографии. Важно объяснить принципы работы электронной системы при совершении онлайн-покупок. Интернет как инструмент упрощает нам жизнь, но он не создаёт качественно нового. Когда ребёнок это понимает, он начинает относиться к устройству именно как к помощнику.
Самый главный вопрос – формирование ценностей мотивации. Это осуществляется в раннем возрасте, когда большинство ценностей не могут быть приобретены, а мотивации не могут быть реализованы. Например, раньше мы не знали, что такое школа, но мечтали о ней как о неком достижении. Это воспринимается как подчёркивание нашей самостоятельности, взрослости, зрелости. С приходом электронных устройств в жизни ничего не изменилось, но важно чётко объяснить, что такое хорошо, что такое плохо, применительно к электронным устройствам. Тогда ребёнок будет мечтать о том, что однажды на компьютере спроектирует новую ракету, которая полетит в космос.