Зачем детям цифровая грамотность?
04.11.2021
Традиционная грамотность — это умение читать и писать. Но сегодня этих навыков недостаточно. Неотъемлемая часть жизни современных взрослых и детей — гаджеты. И важно не просто уметь пользоваться цифровыми устройствами, но глубже понимать современные технологии, чтобы использовать их эффективно и безопасно. А ещё важно уметь находить, корректно использовать и создавать информацию, осознавать возможные риски и соблюдать определённые меры предосторожности. Всё это и есть цифровая грамотность.
Цифровая грамотность ≠ компьютерная грамотность. Конечно, умение пользоваться компьютером является частью цифровой грамотности, но не сводится лишь к этому.

На элементарном «бытовом» уровне цифровая грамотность — это умение самостоятельно ориентироваться на сайтах, отправлять и получать электронную почту, пользоваться соцсетями и так далее.

Но ставить лайки в инстаграме и постить новости на фейсбук — это ещё не всё. Цифровая грамотность также подразумевает более глубокое понимание технологий, и в этом случае речь идёт о практических навыках работы с программным обеспечением. Например, создание блога или кодинг (речь не идёт о создании сложных сайтов или мобильных приложений, но о понимании базовых принципов).

Кроме того, цифровая грамотность охватывает такие темы, как интернет-безопасность, цифровой след, кибербуллинг, цифровая этика использования чужой информации.

Если взрослых всё это немного «напрягает», то у детей значительное преимущество в понимании подобных вещей, ведь они с раннего детства невольно развивают свои цифровые навыки, потому что растут в окружении гаджетов. Это им только на руку, ведь подобные навыки сейчас требуются везде. Даже для разных школьных проектов необходимы такие умения, как набор текста на компьютере, поиск информации онлайн, создание презентаций.

Цифровая грамотность необходима сейчас как никогда. Если мы используем какую-то технологию без чёткого понимания её сути и цели, то это может привести к
проблемам. Например, используя социальные сети, человек должен осознавать, какой информацией можно делиться, а какой нет, кто может узнать его персональные данные и в каких целях их потом использовать.
Цифровая грамотность ≠ компьютерная грамотность. Конечно, умение пользоваться компьютером является частью цифровой грамотности, но не сводится лишь к этому.

На элементарном «бытовом» уровне цифровая грамотность — это умение самостоятельно ориентироваться на сайтах, отправлять и получать электронную почту, пользоваться соцсетями и так далее.

Но ставить лайки в инстаграме и постить новости на фейсбук — это ещё не всё. Цифровая грамотность также подразумевает более глубокое понимание технологий, и в этом случае речь идёт о практических навыках работы с программным обеспечением. Например, создание блога или кодинг (речь не идёт о создании сложных сайтов или мобильных приложений, но о понимании базовых принципов).

Кроме того, цифровая грамотность охватывает такие темы, как интернет-безопасность, цифровой след, кибербуллинг, цифровая этика использования чужой информации.

Если взрослых всё это немного «напрягает», то у детей значительное преимущество в понимании подобных вещей, ведь они с раннего детства невольно развивают свои цифровые навыки, потому что растут в окружении гаджетов. Это им только на руку, ведь подобные навыки сейчас требуются везде. Даже для разных школьных проектов необходимы такие умения, как набор текста на компьютере, поиск информации онлайн, создание презентаций.

Цифровая грамотность необходима сейчас как никогда. Если мы используем какую-то технологию без чёткого понимания её сути и цели, то это может привести к
проблемам. Например, используя социальные сети, человек должен осознавать, какой информацией можно делиться, а какой нет, кто может узнать его персональные данные и в каких целях их потом использовать.
Как обсуждать с детьми цифровую грамотность
1
  • Расскажите о цифровом мире и интернет-безопасности
Детям нужно объяснить принципы работы интернета и правила его использования. Они должны ориентироваться в онлайн-пространстве, а также критически оценивать и анализировать информацию, которую они находят, ведь не все сведения из интернета правдивы.

2
  • Поговорите о кибербуллинге
Увы, онлайн-травля сейчас довольно распространённое явление. Дети особенно уязвимы для киберхулиганов, поскольку они не в полной мере освоили особенности общения в интернете. Советы о том, как вести себя родителям, детям и учителям в ситуациях кибербуллинга, вы можете посмотреть переходя по ссылке ниже.
3
  • Поощряйте использование цифровых ресурсов
Теория цифровой грамотности хороша и необходима. Но практика важна не меньше. Правила пользования гаджетами и интернетом лучше запоминаются, если ими пользоваться. Так же, как мы учим детей плавать или ездить на велосипеде, мы должны научить их, как надлежащим образом использовать доступные им цифровые инструменты. Родители и учителя должны помогать детям осваивать программы и приложения. На конкретных примерах проще разъяснить, что делают эти программы и как безопасно использовать их с наибольшей пользой для себя.
4
  • Установите ограничения на использование цифровых технологий дома
Нет, этот пункт не противоречит предыдущему. Одновременно с поощрением использования гаджетов необходимо помнить о необходимости разумного ограничения времени, проводимого в интернете и за компьютером или планшетом. Иногда для этого достаточно беседы, когда родители и дети вместе решают, когда и сколько можно пользоваться разными устройствами. Но если хотите попробовать специальные программы контроля, то сегодня есть из чего выбрать
Как обсуждать с детьми цифровую грамотность, если вы учитель
1
  • Разъясняйте понятие цифровой грамотности на уроках
Рассказывайте о том, какие навыки и почему необходимы были в прошлом. Как мир меняется на наших глазах и почему сейчас цифровая грамотность необходима. Обсудите также, какие перемены прогнозируют в будущем.
Разговаривайте с учениками о том, как они используют технологии для обучения. Пусть они приведут конкретные примеры (допустим, образовательные приложения или учебные ролики на YouTube). При этом дети должны понимать, что технологии сами по себе не заменяют обучения, но помогают сделать его эффективнее.
2
  • Проводите цифровые занятия
Проводите уроки так, чтобы дети могли проявить свои цифровые навыки, используя различные устройства и онлайн-ресурсы. Это позволит ученикам постоянно совершенствовать и закреплять цифровое мышление. Например, просите детей найти в интернете определённую информацию или фотографии (или просто выполнить домашнее задание на компьютере, напечатав текст, сняв видеоролик или записав аудиорассказ) и прислать вам по электронной почте или в месседжер.